Цель данного канадского исследования, показать ценность программ электронного обучения в снижении токсичности противоопухолевой терапии. На сегодняшний день, только некоторые пациенты получают пользу от использования данных программ, так как большинство остальных пациентов не придерживаются данного ресурса.
Токсичность противоопухолевой терапии обычно возникает дома, затрудняя оказание помощи социальными работниками и персоналом по уходу. Хотя разработанны приложения по обучению самостоятельной помощи для пациентов в случае токсичности, очень мало известно о ценности этих приложений, в сравнении со стандартным мониторингом.
Рандомизированное исследование проводилось в трех онкологических центрах Онтарио (Канада). Оценивалось онлайн-обучение пациентов (SMARTCare Interventioin) с помощью телефона в течение пяти занятий под руководством медицинской сестры. Онлайн-уроки сравнивались со стандартной помощью пациентам, начавшим противоопухолевое лечение лимфомы, колоректального или рака легких.
Первичными результатами были выполнимость программы и приверженность к ее исполнению. Исходы, сообщаемые пациентами, оценивались через 2, 4 и 6 месяцев, включая шкалу «меры активизации пациента (PAM)». Данная шкала оценивает у пациента уверенность, знания и способность выполнять действия для поддержания и улучшения здоровья и продолжать курс даже в стрессе.
Планировалось собрать данные 160 пациентов, но исследование закрылось раньше из-за пандемии COVID-19. Всего было включено 62 пациента. Средний возраст участников 61 год, большинство из них — в браке (75 %), с высшим образованием (63 %), с колоректальным раком (44 %), с лимфомой (31 %) и 3-4 стадией заболевания (72 %).
Приверженность к программе была слабой. Только 30 % пациентов в группе SMARTCare завершили обучение, но 87 % посетили хотя бы 1 занятие. Баллы по шкале PAM были заметно выше в группе SMARTCare Interventioin.
Несмотря на полученные данные, авторы сделали вывод, что обучение и поддержка в начале противоопухолевой терапии способны улучшить активизацию пациентов и должны оцениваться в дальнейших исследованиях, оценивающих эффективность данных программ.
Krzyanowska M. et al. - MASSC®2022 – PS Digital Platforms for Patient Empowerment and Self-Management
Благодарим MASCC за любезно предоставленные материалы