Американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов одобрило марибавир (Livtencity) для лечения взрослых и детей в возрасте от 12 лет с массой тела не менее 35 кг, у которых после трансплантации развилась цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ), не поддающаяся доступному противовирусному лечению.1

Решение было основано на результатах ключевой III фазы исследования TAK-620-303 (SOLSTICE, NCT02931539), которое продемонстрировало, что марибавир превосходит обычные противовирусные препараты, такие как ганцикловир (Зирган), валганцикловир (Валцит), фоскарнет (Фоскавир) или цидофовир (Вистид) в этой популяции пациентов.2

Результаты показали, что более чем в 2 раза больше реципиентов трансплантата с рецидивирующей/рефрактерной ЦМВ-инфекцией или заболеванием, которые получали марибавир (n = 131/235), достигли клиренса ЦМВ-виремии на 8-й неделе исследования по сравнению с теми, кто получал традиционную противовирусную терапию (n = 28/117), 55,7% и 23,9% соответственно (95% ДИ 32,8%; 22,8%-42,7%; P < 0,001). Более того, было установлено, что преимущество марибавира по сравнению с обычными противовирусными препаратами сохранялось в течение 16-й недели исследования.

«Реципенты трансплантата подвергаются гораздо большему риску осложнений и смерти, когда сталкиваются с инфекцией ЦМВ», - заявил в пресс-релизе Джон Фарли, директор Управления инфекционных заболеваний FDA. «Цитомегаловирусные инфекции, устойчивые к имеющимся лекарствам, вызывают еще большую озабоченность. [Это] одобрение помогает удовлетворить значительную медицинскую потребность, предоставляя возможность лечения для этой группы пациентов».

В III фазу многоцентрового, открытого, активно контролируемого исследования были включены реципиенты трансплантата с ЦМВ-инфекцией, которые были невосприимчивы с резистентностью или без резистентности к 1 или комбинации традиционных средств лечения.

Во-первых, участники прошли 2-недельный период скрининга. Затем они были рандомизированы 2:1 для приема либо марибавира в дозе 400 мг, либо назначенного исследователем лечения (IAT) в течение 8 недель. После завершения периода лечения у пациентов было 12 недель наблюдения.

Основной конечной точкой исследования была доля пациентов, у которых был подтвержден клиренс ЦМВ-виремии, который определялся как содержание ДНК ЦМВ в плазме крови менее 137 МЕ/мл в 2 последовательных тестах с интервалом не менее 5 дней в центральной лаборатории, по сравнению с IAT в конце 8-й недели исследования. Ключевой вторичной конечной точкой была демонстрация улучшения при применении марибавира по сравнению с традиционными методами лечения в устранении ЦМВ-виремии и контроле связанных с ней симптомов, сохранявшихся в течение 16-й недели исследования.

Данные анализа подгрупп исследования показали, что марибавир приводит к более чем трехкратному увеличению числа реципиентов трансплантата с подтвержденной генотипически устойчивой ЦМВ-инфекцией на исходном уровне, у которых на 8 неделе исследования наблюдается клиренс ЦМВ-виремии, по сравнению с теми, кто получал обычные подходы, 62,8% (n = 76/121) против 20,3% (n = 14/69) соответственно (95% ДИ, 44,1%; 31,3-56,9%).3

Кроме того, 55,6% реципиентов трансплантата твердых органов с рецидивом/рефрактерным ЦМВ, получавших марибавир, подтвердили клиренс ЦМВ-виремии по сравнению с 26,1% тех, кто получал традиционные средства. У реципиентов трансплантата гемопоэтических клеток с рецидивирующей/рефрактерной ЦМВ-инфекцией 55,9% и 20,8% пациентов соответственно достигли подтвержденного клиренса ЦМВ-виремии.

Примечательно, что у большего числа реципиентов, получавших марибавир, был отмечен клиренс ЦМВ на 8-й неделе, независимо от категории вирусной нагрузки, по сравнению с теми, кто получал обычные подходы. Среди подгруппы пациентов с низкой категорией вирусной нагрузки на исходном уровне, определяемой как менее 9100 МЕ/мл, у 62,1% тех, кто получал марибавир, наблюдался клиренс ЦМВ по сравнению с 24,7% тех, кто получал обычные подходы; у пациентов со средней или высокой категорией вирусной нагрузки на исходном уровне, определяемой как 9100 МЕ/мл или более, эти показатели составили 43,9% и 21,9% соответственно.

Наиболее частые побочные эффекты, о которых сообщалось при применении марибавира, включают нарушение вкуса, тошноту, диарею, рвоту и усталость.

По данным FDA, марибавир может снижать противовирусную активность ганцикловира и валганцикловира; поэтому совместное применение этих препаратов не рекомендуется. Более того, вирусологическая недостаточность из-за резистентности может возникнуть во время и после лечения марибавиром. Таким образом, регулирующее агентство заявило, что следует контролировать уровни ДНК ЦМВ и проверять устойчивость к агенту, если пациент не реагирует на лечение или у него наступает рецидив.

Ссылки

  1. FDA approves first treatment for common type of post-transplant infection that is resistant to other drugs. News release. FDA; November 23, 2021. Accessed November 24, 2021.
  2. Takeda’s maribavir phase 3 clinical trial met primary endpoint of superiority to conventional antiviral therapy in transplant recipients with refractory, with or without resistance, cytomegalovirus infection/disease. News release. Takeda Pharmaceutical Company Limited. February 12, 2021. Accessed November 24, 2021.
  3. Subgroup analysis from phase 3 clinical trial supports efficacy of maribavir over conventional therapies in transplant recipients with cytomegalovirus infection (refractory, with or without resistance). News release. Takeda Pharmaceutical Company Limited. March 15, 2021. Accessed November 24, 2021.