Уважаемые коллеги!

На сайте Европейского общества Клинической Онкологии (ESMO) доступны видеозаписи недавно прошедшей серии вебинаров, посвященных особенностям вакцинации против SARS-CoV-2 у онкологических пациентов. Кроме того, опубликован отчет Круглого Стола ESMO, где эксперты обсудили преимущества и риски применения вакцины против SARS-CoV-2 у пациентов со злокачественными заболеваниями. Все эксперты согласились с необходимость проведения вакцинации в группах риска, куда относятся онкологические пациенты. Следует отметить, что на сегодняшний день научное сообщество не располагает достаточными данными, позволяющими с уверенностью утверждать, что вакцина против SARS-CoV-2 у онкологических пациентов может быть так же эффективна, как и в общей популяции.

Теоретические предпосылки и опыт применения других вакцин у этой группы пациентов говорит о некотором снижении иммуногенности, а значит, и эффективности вакцины по сравнению с общей популяцией (особенно это характерно для пациентов с нарушением В-клеточного звена иммунитета). Все эксперты отметили, что проведение цитотоксической химиотерапии, лучевой, эндокринной, таргетной терапии, иммунотерапии, терапии глюкокортикостероидами, хирургическое лечение не являются противопоказанием к вакцинации против SARS-CoV-2.

Остается неясным оптимальное время введение вакцины на фоне лечения, которое бы обеспечило необходимую иммуногенность и безопасность. В ответ на введение вакцины у пациентов в 1% случаев может возникать выраженная воспалительная реакция, что влечет за собой изменение активности ферментов метаболизма, в том числе СУР3А4. Это может влиять на клиренс противоопухолевых препаратов, повышая их концентрацию в организме пациента и, следовательно, увеличивая токсичность. Нет сомнений в том, что вакцинация не должна препятствовать проведению специфического лечения.

На сегодняшний день только начинают формироваться специфические положения и рекомендации, справедливые для вакцинации на фоне каждого конкретного вида терапии. Например, приостанавливать иммунотерапию на время вакцинации не рекомендуется, однако по возможности следует избегать введения иммуноонкологических препаратов во время ожидаемых побочных эффектов вакцины (первые 2-3 дня после вакцинации).

Терапия онкогематологических заболеваний с включением ритуксимаба приводит к полной блокаде гуморального звена иммунитета. Панель экспертов настоятельно рекомендует проводить вакцинацию таких пациентов не менее, чем за 2 недели до начала ритуксимаб-содержащей терапии. Если же отсрочка лечения невозможна, вакцинация все равно может быть проведена. Есть преклинические данные, демонстрирующие участие Т-клеточного звена в генерации поствакцинального иммунитета. Много вопросов вызывает оптимальный тип анти-SARS-CoV-2 вакцины, наиболее эффективный и безопасный для онкологических пациентов. Живые аттенуированные вакцины противопоказаны к применению у пациентов с иммунодефицитными состояниями, к которым относятся и онкологические заболевания. Наиболее перспективным разработчикам представляется использование РНК-содержащих вакцин, заключенных в липосомальные наночастицы. Известно, что мембраны опухолевых клеток проницаемы для липосом, что может вызвать аккумуляцию 5-25% введенной дозы вакцины в опухолевой ткани. Это, вероятно, повлияет на иммуногенность вакцины и эффективность вакцинации.

Эксперты подчеркнули необходимость проведения клинических исследований вакцин против SARS-CoV-2 с включением с исследуемую популяцию онкологических пациентов.

Кроме того, ясным представляется необходимость вакцинации не только самих пациентов, но и их родственников, ближайшего окружения, в том числе медицинских работников.

Для просмотра необходима регистрация аккаунта на сайте ESMO. Подробнее о цикле вебинаров по ссылке

Материал подготовила Ольга Пальчинская.