Количество подтвержденных случаев коронавирусной инфекции (COVID-19) достигло 191 127 и зафиксировано 7807 случаев смерти от этого заболевания (данные до 18 марта 2020 года). Европа сейчас является эпицентром пандемии. Европейский Союз установил строгий пограничный контроль, многие страны уже закрыли границы. Университеты, школы закрыты по всему континенту. Неизвестно, как долго будут действовать такие беспрецедентные меры.
Медицинские учреждения по всему миру принимают все необходимые меры профилактики. Доктора переносят плановые визиты пациентов, организованы пункты температурного контроля при входе в клиники, медицинский персонал обеспечивает масками пациентов с лихорадкой или характерными респираторными симптомами. Много внимания уделяют онкологическим пациентам поскольку они имеют высокую восприимчивость к тяжелой инфекции, протекающей с острым респираторным синдромом (SARS-CoV-2). Те, кто находятся в процессе химиотерапии или лучевой терапии или пациенты с онкогематологическими заболеваниями относятся к группе повышенного риска развития тяжелой формы COVID-19 из-за индуцированной иммуносупрессии.
Мы хотели бы представить некоторые интервью наших коллег из Великобритании. Они также как и мы только начинают приобретать опыт и учиться как бороться с бедствием такого масштаба, которое не видела планета последние 100 лет. Alan Boyd (Academy of Medical Royal Colleges, Лондон, Великобритания) сообщил журналу The Lancet Oncology: «Насколько нам известно, в Великобритании тактика в отношении онкологических пациентов остается такой же как и до пандемии». В Англии, Шотландии и Уэльсе отменили некоторые хирургические вмешательства, но это вряд ли коснется онкологических пациентов.
Однако, Emlyn Samuel (руководитель организации Клинических Исследований в онкологии Великобритании) заявил, что вспышка коронавируса — стремительно охватывает весь мир и это беспрецедентная нагрузка на систему здравоохранения. «В таких условиях организаторы здравоохранения принимают решение о проведении клинических исследований в каждом конкретном случае, следуя рекомендациям Правительства. Для многих исследований может быть допустима пауза в инициации и приостановка набора пациентов, но не для всех. Некоторые исследования продолжаются».
Агентство по контролю за лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Великобритании опубликовало рекомендации по ведению клинических исследований во время пандемии. Например, во избежание лишних визитов в клинику предлагается организовать доставку лекарственных препаратов пациентам домой.
Alan Boyd отметил, что сейчас нет проблем с обеспечением противоопухолевыми лекарственными препаратами.
«Мы уверены, что Правительство осознает ущерб, который может нанести вирус на Национальную Систему Здравоохранения и поэтому должно гарантировать бесперебойные поставки противоопухолевых препаратов», добавляет Samuel. Однако, выполнение этих задач в условиях чрезвычайной ситуации оказалось совсем непросто.
DKMS это сеть благотворительных организаций, которая объединяет 10 миллионов доноров костного мозга по всему миру. Организация обеспечивает почти 40% донаций костного мозга в Великобритании.
Jonathan Pearce, генеральный директор DKMS сообщил: «Нам пришлось столкнуться с трудностями, связанными с организацией курьерской доставки стволовых гемопоэтических клеток в другие страны». «Ограничение передвижения создает большие трудности. В некоторых случаях нам удается сделать исключение для курьеров, но это происходит не всегда». Самая серьезная проблема в это время. Стволовые гемопоэтические клетки должны быть трансплантированы в течение 72 часов после получения от донора. «Возникает ситуация, когда неудача от данной процедуры может быть обусловлена только отсрочкой», объясняет Pearce.
DKMS изучает возможности транспортировки стволовых клеток грузовыми рейсами. Центр сбора и отправки грузов организован рядом с аэропортом Хитроу, откуда может осуществляться доставка материала в больницы Великобритании. «Мы надеемся, что у нас получится, но это непросто», говорит Pearce.
Кроме того, эпидемия усложняет привлечение доноров поскольку процесс забора костного мозга требует визита донора в клинику и иногда в течение нескольких дней. «Естественно, доноров беспокоит необходимость перемещения и долгое пребывание в больнице», поясняет Pearce. «Если Великобритания закроет границы, сможем ли мы сделать исключение для доноров костного мозга?» Но в то же время, если потенциальные доноры будут инфицированы SARS-CoV-2, они не смогут осуществлять донацию до полного выздоровления. DKMS пытается привлечь запасных доноров для каждого пациента на случай, если планируемый донор будет отправлен на карантин. «Это конечно можно преодолеть, но сложно, и занимает очень много времени», говорит Pearce. Мы готовимся к худшему развитию сценария поскольку Министерство Здравоохранения Великобритании предполагает, что пандемия COVID-19 затянется до весны 2021 года.
Перевод: Ольга Пальчинская, Инесса Кононенко, Антон Снеговой
News: Cancer care in the time of COVID-19
Lancet Oncology Talha Khan Burki March 23, 2020